Состояние школьного образования в Украине

Доброго времени суток, дорогой читатель. Мною была проведена небольшая аналитика для того, чтобы оценить состояние школьного образования в Украине. Благодаря современным сервисам, а именно Google Forms, через который и проводился опрос, и социальной сети «VK», через которую проводилось привлечение респондентов. В опросе приняло участие ровно 100 человек — это ученики из разных школ, разных регионов Украины. Да, число это невелико, но люди не были особо заинтересованы в прохождении опроса даже при должной рекламе его в социальной сети.

Опрос проводился с 13 января 2017 по 11 февраля 2017 включительно, то есть это заняло 29 дней. Конечно, это небольшой промежуток времени, но и его вполне достаточно, чтобы сделать выводы. Более того, я с уверенность могу заявить, что представленные ниже показатели не сильно бы отличались от тех, которые могли быть получены позже. Оценивание по каждому критерию проводилось по 5-ти балльной шкале, респонденты могли поставить как 0, так и 5.

Результаты опроса о квалификации школьных учителей

Название школьного учебного предмета Объективность оценивания Отношение учителя к ученикам Лекторские способности учителя
Зарубежная литература 3,97 (79%) 4,10 (82%) 4,07 (81%)
Информатика 3,93 (78%) 4,19 (83%) 3,73 (74%)
Украинская литература 3,93 (78%) 3,94 (78%) 3,85 (77%)
Украинский язык 3,87 (77%) 3,87 (77%) 3,68 (73%)
Физ. воспитание 3,84 (76%) 3,92 (78%) 3,85 (77%)
История Украины 3,76 (75%) 4,10 (82%) 3,83 (76%)
География 3,75 (75%) 3,99 (79%) 3,85 (77%)
Всемирная история 3,71 (74%) 4,10 (82%) 3,69 (73%)
Математика 3,71 (74%) 3,71 (74%) 3,62 (72%)
Трудовое воспитание 3,70 (74%) 3,89 (77%) 3,50 (70%)
Биология 3,68 (73%) 3,94 (78%) 3,55 (71%)
Английский язык 3,65 (73%) 4,07 (81%) 3,72 (74%)
Химия 3,48 (69%) 3,73 (74%) 3,08 (61%)
Физика 3,47 (69%) 3,74 (74%) 3,24 (64%)
Немецкий (другой) язык 3,31 (66%) 3,60 (72%) 3,38 (67%)
Красным цветом выделены показатели, которые получили менее 75% одобрения учеников общеобразовательных учреждений, зеленым — 75% и выше.

Как вы видете, список беспроблемных предметов возглавляют гуманитарные дисциплины, именно с ними у школьников практически не возникает претензий к квалификации педагогов. Исходя из этих показателей, следует так же обратить внимание, что абитуриенты склонны выбирать вторым обязательным предметом на ЗНО именно историю Украины (см. таблицу ниже). С математикой дела обстоят иначе — квалификацией учителей данной науки ученики не очень довольны. По их мнению, учитель недостаточно понятно объясняет материал, и ему с трудом получается находить общий язык с учениками. Это безусловно влияет на выбор предметов на ЗНО, где математику выбирают лишь 48% выпускников.

Наиболее неквалифицированными ученики считают учителей по второму иностранному языку, физике и химии. Тут следует так же взглянуть на таблицу ниже, где приведена статистика по данным ЗНО за 2016-й год: физику сдает 11%, химию — 10% и, например, немецкий язык — лишь 1% выпускников школ. Так же, по мнению учащихся, учителя часто склонны завышать оценки своим ученикам, то есть часты случаи, когда поставленная оценка — не соответствует фактическим знаниям и навыкам ученика.

Представленная ниже аналитика проведена благодаря статистическим материалам по результатам проведения внешнего независимого оценивания в 2016-ом году, взятым с официального сайта Украинского центра оценивания качества образования.

Распределение участников ЗНО по предметам ЗНО

Название предмета Кол-во участников (число) Кол-во участников преодолевших порог (проценты) Кол-во сдающих участников (проценты) Средний балл по результатам тестирования (100-200)
Укр. язык и литература 253 813 91% 100% ~155 (7.5/12)
История Украины 193 307 87% 71% ~164 (8.4/12)
Математика 132 165 85% 48% ~161 (8.1/12)
Английский язык 77 983 84% 31% ~157 (7.7/12)
Биология 69 387 90% 27% ~164 (8.4/12)
География 47 973 95% 19% ~160 (8/12)
Физика 27 771 84% 11% ~163 (8.3/12)
Химия 25 293 88% 10% ~158 (7.8/12)
Немецкий язык 2 582 82% 1% ~151 (7.1/12)
Русский язык 1 484 94% 0,6% ~162 (8.2/12)
Французский язык 655 87% 0,25% ~155 (7.5/12)
Испанский язык 123 91% 0,04% ~152 (7.2/12)

Распределение респондентов по областям Украины

Итоги

Подведя итоги, можно сказать, что система школьного образования далека от идеала и непременно требует реформирования: неквалифицированные учителя, плохое оснащение школ, отсутствие стремления развиваться всесторонне, как у педагогов, так и у школьников. Сравнивать школы Украины с другими иностранными школами не стоит, поскольку это совсем разные вещи. Украинской школе еще нужно много времени, чтобы подняться на достойный уровень и конкурировать с зарубежными школами по качеству образования молодежи. Но если остановить «бюрократическую машину», повысить финансирование школ из государственного бюджета, создать заинтересованность у выпускников педагогических ВУЗов идти работать в школы, действительно контролировать и проверять соответствие квалификации педагога его фактическим навыкам и умениям — уже через пару лет украинские школы могут выйти совершенно на новый уровень.

Читайте также Рейтинг ТОП-10 лучших экономических ВУЗов Украины.