Почему детям так тяжело учиться в школе?

В течение последних ста лет мы наблюдаем стремительный рывок человечества в области науки, техники, медицины и, конечно же, в сфере информационных технологий. Такой резкий скачок привел к накоплению большой объема новых знаний, а следовательно и к перестроению системы образования. Дискуссии по поводу изменения и реформирования всей сферы образования — от школьного до высшего профессионального, не прекращаются уже долгое время. Но удивительно, что все сделанные за это время изменения касались, прежде всего, области устройства учебных заведений и программы обучения, методы же преподавания по-прежнему остаются неизменными.

Если говорить о методах и форме подачи новых знаний в учебных заведениях, то речь надо вести в первую очередь о начальном и среднем школьном образовании, так как ВУЗы всё-таки в этом плане имеют кое-какие успехи.

Все мы когда-то ходили в школу, и каждый помнит, с каким нетерпением порой он ждал спасительного звука звонка, возвещающего об окончании урока. Какой мукой иногда было утренние пробуждение и поход на первый, ненавистный урок языка или литературы. И единственным приятным моментом, хоть как-то сглаживающим столь печальную картину, было желание встречи и общения с друзьями. В чем же причина такой неприязни к процессу обучения?

Ответ на этот вопрос напрашивается сам — отношения и порядки, царящие в школе. Те, кому приходилось после школы учиться ещё и в высших учебных заведениях, могли заметить огромную разницу в отношении преподавателей к студентам и школьных учителей к своим подопечным. Первое, что удивляет в ВУЗе — это общение преподавателей (пускай и не всех) с тобой на равных. Возможность свободно высказывать своё мнение и дискутировать как со своими сокурсниками, так и с педагогами, право самому решать посещать тебе то или иное занятие или же оставить материал для самостоятельного изучения — всё это несомненные плюсы высшей школы.

Вспомним теперь наших школьных учителей и их методы обучения. Школа – это заведение со строгими порядками и правилами. Здесь на уроках надо сидеть тихо и спокойно, отвечать тогда, когда спросят, да и то желательно только по заданной теме. Есть учебники, есть параграфы, будьте добры придерживайтесь учебной программы, выполняйте вовремя домашнее задание и всё у вас будет хорошо. Как при таких порядках можно заинтересовать ребенка и не вызвать у него неприязнь к процессу обучения? Вот и получается, что сегодня в типичной школе выбраны такие методы обучения, которые скорее облегчают жизнь педагогам, чем способствуют лучшему усвоению материала учениками.

Да, естественно не все учебные заведения в нашей стране такие, есть и хорошие платные лицеи, и новые экспериментальные школы. Но пока что всё это только исключения из правил и на данный момент подобных мест единицы, да и попасть туда очень нелегко.

Сегодня наше министерство образования всё больше смотрит на Запад, ища там спасение. Но ведь и у нашей страны немалый опыт в этой области, да и своих реформаторов хватает. Ещё в 19 веке граф Л.Н. Толстой серьезно занимался проблемой образования в России. Помимо того, что им была создана экспериментальная школа в «Ясной поляне», он также подготовил свою программу обучения и разработал специальную литературу, названную им «Новая Азбука».